Главная » 2014 » Октябрь » 9 » положение месячника психологического здоровья
04:44
положение месячника психологического здоровья

                                                                              Приложение к приказу № 01-16/3940

от 15 сентября 2014 г.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении «Месячника психологического здоровья обучающихся»

 

1. Общие положения:

Психологическое здоровье личности является основой для формирования позитивного отношения к себе и окружающему миру,  жизненно-важных навыков (коммуникативных, навыков  разрешения проблем, принятия решений, самоконтроля и саморегуляции) и  психологической устойчивости к социальным рискам.

Настоящее Положение о «Месячнике психологического здоровья учащихся» (далее – Месячник) в Республике Саха (Якутия) определяет цели, задачи и порядок его проведения.

Сроки проведения Месячника – 15 октября по 15 ноября 2014 г.

2. Цель: обеспечение реализации прав ребенка на создание необходимых условий для жизни, гармоничного развития как личности и гражданина, для укрепления и сохранения психологического здоровья обучающихся в образовательной среде.

Задачи Месячника:

обеспечение психологической безопасности в образовательной среде для всех участников (учащихся, педагогов, родителей);
обеспечение превентивных психолого-педагогических мер, направленных на профилактику отклоняющегося поведения (делинквентное, аддиктивное, суицидальное) среди детей и  подростков;
разработка и внедрение образовательных программ, направленных на  формирование у детей и подростков коммуникативных навыков, позитивного отношения к себе и к окружающим, навыков саморегуляции психоэмоционального состояния, умения разрешать конфликты и адекватно вести себя в стрессовых ситуациях;
повышение психологической компетентности педагогов и неукоснительное соблюдение ими педагогической этики, профилактика эмоционального выгорания педагогов;
повышение воспитательской компетентности и ответственности родителей, обеспечение взаимодействия  семьи и школы на принципах партнерских отношений и современных форм организации;
активизация деятельности общественных организаций, формирование в социуме нетерпимого отношения к каждому случаю физического и  душевного неблагополучия ребенка.

3. Порядок проведения Месячника:

Порядок проведения Месячника определяется настоящим Положением, на основании которого муниципальными управлениями образованием разрабатываются планы проведения Месячника на уровне района (города).
Проведение Месячника обеспечивается через комплексное взаимодействие всех специалистов образовательной организации (администрации школы, педагогического коллектива), направленное для всех участников образовательных отношений.
В планах проведения Месячника рекомендуется организация  следующих мероприятий:
 Для учащихся:

Диагностическая работа* (в групповой и индивидуальной форме) с целью раннего выявления эмоциональных расстройств или проблем в усвоении социально принятых норм поведения, психологического климата в классе с использованием следующих обязательных психодиагностических методик:

для обучающихся 1-6 кл. проективные методики («Человек под дождем» или «Дом. Дерево. Человек»),  методика оценки школьной мотивации Н.Г. Лускановой;
для 7-11 кл. - опросник Р. Гудмана «Сильные стороны и трудности»;
для 7-11 кл. согласно приказу МО РС (Я) №01-16/3858 от 10.09.14 г. по утвержденному «Плану мероприятий по проведению социально-психологического тестирования обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, направленного на выявление немедицинского  потребления наркотических средств и психотропных веществ на 2014 – 2015 учебный год» - опросник «Группа риска наркозависимости (ГРН)» Б.И. Хасана.

       Для дальнейшей работы с обучающимися с выявленными по результатам обязательных диагностик состояниями рекомендуется проводить диагностическую работу по методикам (по выбору):

для 1-6 кл. - тест школьной тревожности Филлипса;
для 7-11 кл. - «Методика самооценки психических состояний                                                                                                                                                                                                              (по Г. Айзенку)», Шкала депрессии Зунге (Т.И.Балашовой), «НСВ – 10», Методика незаконченные предложения, Оценка эмоционального климата в классе «Фейс-тест» или социометрические методики, Шкала депрессии Э.Бека (10-11 кл.);

*Диагностическая работа с детьми с ОВЗ (I-VIII виды) проводится по выбору педагогов-психологов школ, согласно особенностям развития.

Организация и проведение групповых развивающих занятий с обучающимися:

а) уроки психологии с элементами тренинга по формированию социально-важных навыков (умения преодолевать стрессовые ситуации,  выбирать конструктивные стратегии разрешения сложных жизненных ситуаций, выработки мотивации достижения успеха и др.), развитию  коммуникативных навыков и конструктивного взаимодействия, уверенного поведения, обучение основам аутогенной тренировки и эмоциональной саморегуляции и др.;

б) мероприятия с участием специалистов системы здравоохранения, внутренних дел, молодежных организаций  на актуальные для современных детей и подростков темы (о ценности жизни, позитивном отношении к себе и окружающим, детско-родительских взаимоотношениях, взаимодействии со сверстниками и противоположным полом и др.): классные часы, диспуты, ток-шоу, школьные акции, круглые столы и другие интерактивные формы;

Привлечение обучающихся к организации различных мероприятий и составлению программ, в том числе, по здоровому образу жизни, развитие форм ученического самоуправления, волонтерского движения «Сверстник-сверстнику», групп само- и взаимопомощи с целью повышения активности самих подростков, формирования у них чувства ответственности за свою жизнь, навыков самоорганизации и самореализации.
Работа с детьми, находящимися в кризисном состоянии (ранее «обучающиеся, нуждающиеся в индивидуальном психолого-педагогическом подходе»): 

а) Постановка на внутришкольный учет (ВШУ) обучающихся:

выявленных по  результатам диагностического обследования: с эмоциональными расстройствами (высокая тревожность, эмоциональная неустойчивость и др.), имеющими проблемы в усвоении социально принятых норм поведения (часто пропускающие школьные занятия без уважительной причины, склонные к аддиктивному поведению, периодически совершающие уход из дома и др.);
подвергшиеся жестокому обращению со стороны взрослых и сверстников;
переживающих острую стрессовую ситуацию (психотравму) в результате потери близких;
совершивших ранее попытку суицида;
пережившие чрезвычайную ситуацию различного характера и др.

б) организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, состоящими на ВШУ, как находящимися в кризисном состоянии.

3.2. Для педагогов:

3.2.1. информационно-просветительская работа на темы: особенности подросткового возраста, психология отклоняющегося поведения, причины и признаки подростковых суицидов, неформальные молодежные течения, профилактика жестокого обращения, современные формы работы с семьей и др.,  как отдельно для педагогов, так и  в совместной форме (педагоги-учащиеся, педагоги-родители);

3.2.2. организация и проведение мероприятий, направленных на гармонизацию социально-психологического микроклимата в педколлективах, профилактику синдрома профессионального выгорания педагогов (тренинги личностного роста, командного взаимодействия в коллективе, группы профессиональной взаимопомощи по методу Балинта и т.д.).

3.3. Для родителей:

3.3.1. информационно-просветительская работа: информирование об особенностях протекания кризиса подросткового возраста, проблемах взаимоотношений в семье, признаках проявления отклоняющегося поведения (делинквентное, аддиктивное, суицидальное) детей и подростков, способах конструктивного разрешения конфликтов в семье и другое;  (родительские собрания, круглые столы, дискуссии, просмотры кинофильмов с последующим обсуждением, создание родительских клубов, школ, клубов по интересам и др.);

3.3.2. Мероприятия, направленные на сплочение семьи, гармонизацию детско-родительских отношений повышение ценности семейных отношений: организация экскурсий, походов, выездов на природу, охоту, рыбалку, спортивные соревнования, походы, ремонт школы, семейные конкурсы и т.д.  с привлечением семьи;

3.3.3. Комплексная помощь семьям в кризисных ситуациях («домашнее визитирование», психологическое консультирование родителей, междисциплинарное взаимодействие со специалистами здравоохранения, социального обеспечения, службой занятости и общественными организациями социума и др.).

4. Предлагаемые мероприятия по укреплению и сохранению психологического здоровья обучающихся должны проводиться с учетом актуальных проблем и особенностей социума и, нести позитивную направленность, основываться на деятельностном принципе профилактики на основе равноправных, партнерских отношений и современных форм организации. В период проведения Месячника следует уделить особое внимание обеспечению занятости и развивающего досуга детей и подростков, особенно в каникулярный период.

5. Сводные отчеты муниципальных управлений образованием о проведении Месячника (с анализом эффективности проведенных мероприятий и предложениями по совершенствованию организации Месячника) представить в письменном и табличном варианте в  МО РС(Я) по электронному адресу rdrmc@mail.ru в срок до 24 ноября 2014 г.

6. Аналитический и статистический отчеты по итогам Месячника ГБОУ РЦПМСС предоставляет в МО РС (Я) в отдел воспитания, дополнительного и специального образования в срок до 8 декабря 2014 г.

7. Анализ и оценка эффективности проведения Месячника в целом по республике определяется отделом воспитания, дополнительного и специального образования МО РС (Я) на основе представленных отчетных материалов муниципальных управлений образованием.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 328 | Добавил: ЦПУС | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: